Подмосковный город Жуковский - авиационная "мекка" России.
Здесь расположены крупнейшие отраслевые научно-исследовательские
институты, филиалы всех самолетостроительных фирм страны и регулярно
проводятся авиационные салоны мирового уровня. По численности населения
город нельзя отнести к разряду крупных или даже больших и, казалось
бы, все проживающие в нем должны быть влюблены именно в авиацию.
Однако Алексея Якубовича трудно причислить к ним, его страсть - мотоциклы.
На счету Алексея несколько самостоятельно построенных мотоциклов,
в том числе с двигателем от "Запорожца", и два трицикла.
На страницах нашего журнала встречалось много машин этого типа, но
подобных по конструкции не было. Один свой трицикл Алексей выполнил
на базе кузова, двигателя и задней подвески автомобиля "Фольксваген
- Жук", а другой - двигателя и задней подвески "Запорожца" ЗАЗ-968.
Оба транспортных средства спроектированы в "суперчоперном" стиле,
что наложило на конструкцию не только особые требования по тщательности
отделки, но, к сожалению, и ограничение по ее маневренности. Связано
это с большим выносом переднего колеса и наклоном его вилки - на
больших скоростях (свыше 100 км/ч) машина плохо "слушается руля" и
может не хватить прочности рычагов передней подвески при попадании
колеса на неровности дороги.
В качестве иллюстрации рассмотрим второй вариант трицикла А.Якубовича.
Все агрегаты машины собраны на сварной трубчатой пространственной
раме, в основе которой лежат гнутые лонжероны и две поперечные
балки. В задней части рамы верхние и нижние лонжероны попарно (левые
и правые) объединены между собой. В эти же узлы вварены подкосы
центральной балки. В вертикальной плоскости лонжероны зафиксированы
нижней дугой и внутренними проушинами крепления рычагов задней
подвески. Кроме того, все места стыков труб усилены мощными стальными
косынками. Узел же "центральная балка - верхний основной лонжерон" имеет
силовой короб.
Для подсоединения к раме амортизаторов задней подвески верхняя
балка оснащена специальными стаканами, выполненными по аналогии
с автомобильными.
Трубчатые рамки для подножек пассажира приварены к косынкам и
подкосам центральной балки и, обшитые с двух сторон стальным листом
(s3), служат для установки на них, во-первых, подножек пассажира
(типа мотоциклетных), во-вторых, отбойников подвески и, в-третьих,
подкосов консоли крепления задних крыльев. Все перечисленные детали
и узлы (в том числе и передняя консоль крыла) были приварены к
раме в процессе предварительной сборки трицикла.
Узел педалей управления состоит из подножек, рычагов, оси и выносов,
вваренных в нижнюю поперечину, закрепленную на раме двумя кронштейнами
и подкосом. К последнему подходит и направляющая хвостовика механизма
переключения скоростей. Вообще компоновка трицикла не мотоциклетная
- чаще всего используемая у нас, а достаточно распространенная
за рубежом. Двигатель помещен не в "базу", а отодвинут
назад за ось заднего моста, что приводит к смещению центра тяжести
в ту же сторону. Машина с такой центровкой получается очень ретивой
и легко встает на дыбы при резкой даче "газа". Опытному "наезднику" это
не мешает, а наоборот, помогает выполнять, может, и рискованные,
но захватывающие дух трюки.
Силовой агрегат от "Запорожца" (двигатель, сцепление
и коробка переключения передач) практически не дорабатывался. К
нему добавились только некоторые агрегаты: установлен масляный
радиатор от вертолета, воздушный фильтр заключен в сверкающий хромом
цилиндрический корпус и от каждого цилиндра выведено по фирменному
(от "Хонды") глушителю Остальное все "родное" -
от ЗАЗ-968. Закреплен мотор на раме штатными узлами в трех точках.
Две из них находятся в верхних углах арки, образованной задними
частями лонжеронов и верхней балкой, а третья - на полке между
нижними лонжеронами, где располагается передняя часть КПП. Скорости
переключаются рычагом, связанным через
Общий вид трицикла:
1 - колесо переднее; 2 - крыло переднее (от мотоцикла "Ямаха");
3 - подвеска переднего колеса, рычажная; 4 - фара; 5 - кронштейн
фары; 6 - корпус спидометра (СтЗ, хромирование); 7 - бак топливный;
8 - рычаг переключения передач; 9 - коробка переключения передач;
10 - аккумулятор; 11 - спинка сиденья; 12 - блок задних фонарей;
13 - фильтр воздушный; 14 - двигатель; 15 - вентилятор; 16 - радиатор
масляно-воздушный; 17 - глушители (от мотоцикла "Ямаха");
18 - колесо заднее (295x50x15); 19 - муфта эластичная; 20 - тяга
тормоза (Х18Н9Т, труба 12x1); 21 - педаль тормоза; 22 - клаксон;
23 - подкос заднего крыла (СтЗ, труба 15x1,5, хромирование); 24
- амортизатор (от автомобиля ЗАЗ-968); 25 - каркас крепления глушителей
и радиатора (Х18Н9Т, труба 18x1,5); 26 - крыло заднее; 27 - консоль
крепления крыла (СтЗ, труба 28x1,5); 28 - консоль передняя (Х18Н9Т,
труба 12x1); 29 - кронштейн крыла (Х18Н9Т, лист s 1,5); 30 - рычаг
подвески заднего колеса (от ЗАЗ-968); 31 - рукоятка "газа";
32 - рычаг переднего тормоза; 33 - корпус замка зажигания (СтЗ,
хромирование); 34 - педаль сцепления; 35 - тяга сцепления (X18Н9Т,
труба 12x1); 36 - механизм переключения скоростей; 37 - руль (Х18Н9Т,
труба 25x3).
шарнир "жигулевского" типа с хвостовиком коробки. Он
выведен под левую руку, так как правая рука, по-мотоциклетному,
постоянно находится на рукоятке "газа".
Особое место в конструкции трицикла занимает редко встречающаяся
рычажная подвеска переднего колеса. Две пары ее титановых консолей
уравновешены пружинами от "ижевских" амортизаторов и
вертолетных агрегатов. Консоли соединены между собой поперечными
рычагами оригинальной формы, через которые проходит и ось колеса.
При движении колеса вверх под воздействием какого-либо препятствия
на дороге нижние, более жесткие пружины, сжимаясь, стремятся вернуть
его
Рама (все детали выполнены из СтЗ):
1 - колонка рулевая; 2 - косынки (лист s5); 3 - лонжерон основной,
верхний (труба 60x3); 4 - подкос (труба 34x2); 5 - короб усиливающий
(лист s3); 6 - кронштейн платформы под аккумулятор (уголок 50x50);
7 - лонжероны верхние (труба 34x2); 8 - дуга нижняя (труба 34x2);
9 - рамка подножки пассажира (труба 22x1,5); 10 - подкосы центральной
балки (труба 52x3); 11 - стаканы амортизаторов; 12 - дуги сиденья
пассажира (труба 28x1, хромирование); 13 - проушины крепления рычагов
задней подвески (лист s5); 14 - полка для крепления КПП (полоса
80x5); 15 - косынка установки шарнира рычага переключения передач
(лист s3); 16 - выносы крепления педалей (труба 28x2, хромирование);
17-рычаг педали (лист s5, 2 шт., хромирование); 18 - лонжероны
основные, нижние (труба 34x2); 19 - кронштейн крепления клаксона
(уголок 50x50); 20 - балка центральная (труба 60x3); 21 - балка
верхняя (труба 52x3); 22 - узел крепления двигателя (лист s5);
23 - перемычка (уголок 50x50); 24 - зашивка рамки (лист s3 с двух
сторон); 25 - подножка (Х18Н9Т, груба 36x4); 26 - ось (X18Н9Т,
пруток 028); 27 - заглушка (Х18Н9Т); 28 - кронштейн (лист s3);
29 - поперечина нижняя (труба 34x2); 30 - направляющая хвостовика
механизма переключения передач (труба 28x1,5); 31 - основание сиденья
пассажира (труба 20x1, хромирование).
Подвеска
переднего колеса:
1,11 - конусы упорные (Х18Н9Т); 2 - спецгайка М12 (Х18Н9Т); 3 -
траверса основная, верхняя (АК4); 4 - консоль основная (ВТЗ-1,
пруток D40); 5 - траверса основная, нижняя (АК4); 6 - рычаг поперечный
(Х18Н9Т, лист s10); 7-траверса нижняя (АК4); 8 - консоль подвижная
(ВТЗ-1, пруток D28); 9 - траверса верхняя (АК4); 10,15,18 - втулки
(Х18Н9Т); 12,13,16,17 - пружины сжатия; 14 - шайбы упорные; 19
- гайка М12; 20 - опора сферическая; 21 - шток (Х18Н9Т); 22 - ось
(болт М12); 23 - втулки (бронза); 24 - гайка со сферической головкой.
назад, а при "провале" колеса действуют верхние пружины.
Над двигателем смонтирован каркас, служащий для установки аккумулятора
(за сиденьем водителя) и укладки пассажирского сиденья. К подушке
последнего пришнуровываются по бокам два объемистых кожаных кофра
для какого-либо груза, которые к тому же прикрывают моторные агрегаты
и придают законченный вид машине, выполненной в стиле "чопер".
Этому же направлению моды отвечают подвеска переднего колеса и
оформление руля, приборов, фары, бензобака и крыльев. Кстати, бак
и уширенные задние крылья (каждое сделано из двух крыльев от мотоцикла "Урал")
были покрашены автомобильной синтетической краской черного цвета
и тщательно отшлифованы. Затем на подготовленную таким образом
поверхность профессиональный художник нанес с помощью аэрографа
рисунок на космическую тему. После чего все было покрыто прозрачным
лаком и отполировано.
Кстати, А.Якубович, помимо индивидуального технического творчества,
немало времени посвящает общественной деятельности. Дело в том,
что в Жуковском имеется немало молодых людей, желающих в свободное
от работы время заняться техническим творчеством. Алексей официально
создал такой центр. Но ни администрация города, ни "лежащие" сегодня
авиационные "киты" не могут или, скорее, не хотят помочь
ему - выделить или сдать в аренду помещение, где можно было бы
оборудовать соответствующую мастерскую. И получается, что при наличии
в городе пустующих помещений базой для центра является частный
гараж. А ведь сколько ребят можно было бы уберечь от пагубного
влияния улицы и наркотиков?